"Семь Навыков" Стивена Кови – это учебник для тех, кто хочет быть эффективным. Я буду давать отрывки из этой книги.
Теория, предлагаемая этой книгой, органично связана с жизнью. Вы можете, поняв глубину и жизненность выводов Стивена Кови, постараться применить 7 навыков на практике – и получить поразительные результаты. Вы научитесь эффективно взаимодействовать с людьми: с начальником, с подчиненными, с коллегой, с мужем или женой, с детьми и друзьями. Но самое главное – вы научитесь эффективно управлять самими собой.
ВСЕ, ЧТО ЕСТЬ В ЭТОМ МИРЕ
ВЫДАЮЩЕГОСЯ, НЕПРЕМЕННО
ПРОИСТЕКАЕТ ОТ ПРАВИЛЬНОГО ОБРАЗА
ЖИЗНИ.
ДЭВИД СТАРР ДЖОРДАН
За более чем двадцатипятилетний период работы с представителями бизнеса и
научного мира, а также с теми, кто интересуется проблемами семьи и брака, я встретился с большим количеством людей, которые, по внешним признакам, достигли огромного успеха, но в то же время постоянно испытывали сильную потребность в обретении внутреннего равновесия, в повышении персональной эффективности и развитии здоровых отношений с другими людьми.
Пару лет назад мы с моей женой Сандрой столкнулись с подобной проблемой. У
одного из наших сыновей никак не ладилось со школой. Он был хроническим отстающим; не
понимал даже условий задачи, не говоря уже о решении. В социальном плане он был
незрелым, вечно стеснялся разговаривать даже с близкими. Он был физически слабым,
низкорослым, щуплым, с плохо скоординированными движениями, например, он взмахивал
бейсбольной битой еще до того, как мяч оказывался в воздухе. Вызывал насмешки
окружающих.
Мы с Сандрой были преисполнены желанием помочь мальчику. Мы чувствовали, что
достижение успеха, важное в любой сфере жизни, приобретает особое значение при вы-
полнении нами нашей родительской роли. Поэтому мы принялись работать над своими
установками и поведением в отношении его, одновременно пытаясь повлиять и на его
поведение. Мы стремились подзарядить его психологически, используя технику позитивного
мышления:
– Давай-давай, сынок! Ты можешь сделать это! Мы знаем, что ты можешь! Возьмись за
биту чуть-чуть повыше и смотри на мяч. Не замахивайся, пока он не подлетит поближе.
И если у сына получалось чуточку лучше, мы что есть силы подбадривали его:
– Вот молодец, сынок, так и продолжай!
Если кто-то смеялся над ним, мы набрасывались на насмешника:
– Оставьте его в покое! Не мешайте! Он ведь только учится!
При этом наш сын заливался слезами и кричал, что у него никогда ничего не получится
и что он терпеть не может этот бейсбол.
Как мы ни старались, наши усилия ни к чему не приводили. И мы видели, насколько
болезненно это сказывается на самолюбии ребенка. Мы пытались подбадривать его,
помогать ему, вселять в него уверенность, однако после многократных фиаско мы решили
взглянуть на всю ситуацию под другим углом.
В ту пору я проводил большую работу по "развитию руководства”. В частности, мне приходилось каждые два месяца готовить
презентации на тему о коммуникации и восприятии для участников программы развития
административного персонала IВМ.
Проводя необходимые исследования и готовя соответствующие материалы, я
чрезвычайно заинтересовался тем, как формируется восприятие, как оно воздействует на
наши взгляды и как наши взгляды воздействуют на наше поведение. Это привело меня к
изучению теории вероятности и самореализующихся предсказаний, или "эффекта
Пигмалиона", а также к осознанию того, насколько глубоко коренится в нас наше
восприятие. Я понял, что мы должны внимательно смотреть не только на мир вокруг нас, но
еще и на "призму", сквозь которую смотрим, и что сама эта "призма" определяет наше
восприятие мира.
Беседуя с Сандрой о тех концепциях, которым я обучал сотрудников IВМ, мы
постепенно осознали, что все, чем мы стремились помочь нашему сыну, не гармонировало с
тем, как мы на самом деле воспринимали, видели его. Когда мы честно признались себе в
наших глубоко скрытых чувствах, мы осознали, что на самом деле в глубине души мы
воспринимали нашего сына как "отсталого" ребенка с неадекватным развитием. Поэтому,
сколько бы мы ни трудились над своими установками и поведением, что бы ни делали и что
бы мы ни говорили, наши действия оставались малоэффективными, так как он неизменно
читал в них: "Ты не способен на это. Ты нуждаешься в помощи".
Мы начали понимать, что если мы хотим что-либо изменить, то начинать изменение
надо с себя. И для того, чтобы изменить себя эффективно, мы прежде всего должны
поменять свое восприятие.